esmaspäev, 16. november 2015

Меньше бессмысленного чириканья

В кругах, связанных с граффити, распространено мнение, что у городских чиновников темнеет в глазах, когда они слышат о граффити и каждого любителя уличного дизайна, направляющегося с баллончиком к стене дома, считают опасным для общественного порядка.  

Источник: газета Pealinn
Конечно же, это не так, потому что в отношении лавирующего на грани искусства и вандализма граффити, как и в других сферах жизни, красок больше, чем черная и белая.  Другое дело с бессмысленными писаками, которые от граффити, как от способа выражения общественного мнения так же далеки, как земля от солнца.  Жертвой вандалов стал недавно построенный и такой долгожданный скейт-парк,  причем замарали  и  произведение уличного дизайна, украшающее скейт-парк.  Уличный дизайн и пачканье – это две большие разницы и потому заслуживают разного отношения.  Для того, чтобы увидеть  разницу, надо изучить этот вопрос.

Граффити как античное увлечение

Граффити считается исконным полем деятельности молодежи,  и это несмотря на то, что у него довольно длинная история. Первыми начали писать на стенах свои имена, ругательства или критические замечания в адрес общества еще в античной культуре. На сегодняшний день все настенные рисунки и письмена того времени взяты под охрану как культурное наследие.  Даже то послание, нацарапанное на стене до 79 года в Помпеях, которое сообщает древнюю истину,  что учитель дурак, заслуживает сегодня благоговейного любования. Из античного граффити выросла культура.

Корни современного граффити уходят в 1960-ые годы, когда критически настроенная молодежь стала наносить свои послания на стены. Развивая граффити искали возможности обратить на себя внимание своеобразными методами, и потому шрифты и фигурки становились все сложнее.  Остались неизменными только территории и скопища  изображений граффити. Пошлые по исполнению, было легче всего их наносить на стены, и именно из этих непостигаемых изображений получило начало  связать граффити с порчей частного имущества, падением нравов общества, алкоголизмом и наркоманией.   

Граффити в Эстонии
 
В Эстонии распространение граффити связывают с ростом политической  активности времени восстановления независимости,   что в последнее время все быстрее заменяется потребностью различных субкультур себя афишировать.  Все же развита и более художественная форма граффити,  где граффитисты могут создать в общественном пространстве  идейно новую настенную живопись,  которой можно наслаждаться.  Если настенная живопись рождается  в подходящем месте,  может граффити внести в наш серый  и заброшенный  искусственный пейзаж  свежее дыхание и разнообразие. И все же, уровень большинства  граффити значительно ниже того, что можно назвать искусством.  

К граффити надо относиться уравновешенно, как и к другим модным формам самовыражения. В то же время, граффити исходя из своей специфики,  заслуживает большего внимания, чем  брейк-танцоры, исполнители рэпа или уличные музыканты.  От граффити остается знак, который часто  для  большей части общества эстетически неприемлем. Утверждение, что граффити и делается для того, чтобы шокировать, не соответствует истине. Жуткие рисунки и надписи на стенах больше никого не шокируют.  Заставляют только  владельцев домов сжимать кулаки и клясться отомстить. 

Что делать с граффити.

Граффити,  как форма самовыражения, признанная молодежью, должна развиваться в направлении зрелости и ответственности. Здесь есть над чем поработать, как работникам с молодежью, так и педагогам и признанным художникам уличного дизайна, чьи талантливые работы страдают от того, что их ставят в один ряд с мазней. Толерантность,  которую ждут от общества, предполагает как понимания граффити (если это не портит чье-то имущество),  так и желания общественности, что бы город был чистым от пошлых настенных рисунков.  Определенного метода, который бы работал на 100 %, к сожалению, нет.  Но есть различные возможности, которые помогли бы  ограничить порчу и размалевывание стен.

Пополним знания молодежи.

Молодежи следует объяснять как можно раньше, что такое граффити, где корни этого явления и почему граффити исторически себя  оправдало. Когда в Нью-Йорке в начале 70-ых построили скоростную дорогу Бронкси,  выселили из домов многие семьи бедняков. Причина, по которой граффити начали появляться на стенах домов, была именно в том, что люди хотели показать свое желание вернуться на свою территорию и в свои дома, потому, что это были изначально их территория и жилища. На сегодняшний день такое оправдание отсутствует, но без этой информации молодежь не будет знать, что когда-то делали и почему сейчас этого не следует делать. Таким образом, один хороший метод – это организация рабочих комнат уличного дизайна  в школах, молодежных центрах, дневных центрах, что бы эта информация распространялась и дошла бы до большего количества людей.   

Следует ограничить продажу аэрозольных красок.

Продажа аэрозольных красок разрешена молодежи в любом возрасте и их доступность велика. Установление ограничения продажи красок по возрасту наверняка снизила бы и размалевывание стен, (например с  18 лет), потому что лицам моложе аэрозольные краски все равно не нужны и большинство мазил все равно моложе 18 лет.  Наказания для портящих стены не уменьшатся. Но очень хороший метод был бы такой, что в придачу к чистке своих «произведений» надо было бы чистить, мыть  и перекрашивать и чужие. Это был бы более эффективный метод воспитания, чем просто штраф. 

Кружок уличного дизайна и рабочие комнаты.

Предложение легальных возможностей для рисования.  Чем больше у молодых любителей граффити возможностей рисовать легально (например, в кружке уличного дизайна при Молодежном центре Хааберсти), тем меньше будет нелегальных рисунков. Правда этот метод имеет успех только при наличии больших возможностей для легальных рисунков. А это сделать очень  трудно.

Вместе с молодежью чистить и перекрашивать  испорченные и изрисованные поверхности.  

Если молодежь сделала что-то сама, то, как правило, и бережет это.  В малых кругах общения  они и присматривают за вычищенными и отмытыми поверхностями,  и  сами дают знать, если кто-то опять пытается испортить. Растет у молодежи и гражданское начало. Сдержать размалевывание стен в общественных местах помогло бы более частое посещение полицейского патруля.  Освещение и камеры (даже если они не работают) обычно пугают малюющих, т.к. они становятся видимыми.  Патрули непременно уменьшили бы разрисовывание стен в общественных местах и установка камер спугнула бы потенциальных любителей делать гадости.

 

Kommentaare ei ole:

Postita kommentaar